Сухой Павел Осипович

Сухой Павел Осипович

Родился 22 июля 1895 года в местечке Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне город Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы. Окончил с серебряной медалью гомельскую гимназию. После года учёбы в Московском университете поступает учиться в Московское императорское техническое училище (МВТУ имени Н.Э. Баумана). В 1916 году П.О. Сухой призывается в армию. Оканчивает 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и два года служит младшим офицером, а затем начальником пулемётной команды 733-го пехотного полка на Северо-Западном фронте. С 1918 года Павел Осипович в течение двух лет преподавал математику в школе.

В 1920 году вторично подаёт прошение о приёме в Московское техническое училище и становится студентом механического отделения. С 1924 года одновременно с учёбой П. Сухой работает чертёжником в ЦАГИ, там под руководством А.Н. Туполева делает дипломный проект. После окончания училища в 1925 году П.О. Сухой - инженер-конструктор АГОС ЦАГИ. С 1925 по 1931 год под руководством А.Н. Туполева П.О. Сухой принимает участие в создании самолётов И-4 (АНТ-5), ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6), Р-3 (АНТ-3), Р-7 (АНТ-10), АНТ-9 и торпедных катеров ГАНТ-3, Т-3, Г-3, Г-5, Г-8, Г-6. В апреле 1932 года П.О. Сухого назначают ответственным руководителем по проектированию и постройке знаменитого впоследствии самолёта РД («Рекорд дальности», АНТ-25) и его модификаций ДБ-1 и ДБ-2, ДБ-2Б «Родина».

На самолете РД были успешно совершены дальние перелёты, в том числе через Северный полюс в Америку экипажами В.П. Чкалова и М.М. Громова, установлены всесоюзный и мировой рекорды дальности (по прямому маршруту) без посадок. В 1938 году на самолёте «Родина» женский экипаж в со-ставе В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой совершил беспосадочный перелёт Москва - Керби (Дальний Восток), установив мировой женский рекорд дальности. В 1932 - 1934 годах бригадой П.О. Сухого был спроектирован истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) - первый в СССР самолёт такого типа с убирающимся в полёте шасси. В 1939 году под руководством П.О. Сухого организуется конструкторское бюро. Был запущен в серию ближний бомбардировщик «Иванов»-ББ-1, а с 1940 года начался массовый выпуск этих самолётов, получивших название Су-2. Самолёты Су-2 успешно сражались в первые годы Великой Отечественной войны. Были созданы истребители нового типа - высотный перехватчик Су-1, штурмовик Су-6. Первым реактивным самолётом КБ П.О. Сухого стал созданный в 1946 году фронтовой истребитель Су-9 с двумя турбореактивными двигателями РД-10. На Су-9 впервые в практике отечественного самолётостроения были применены бустерное управление элеронами, катапультируемое сиденье, тормозной парашют и др. Затем создаются истребитель-перехватчик Су-11, первый советский трансзвуковой самолёт Су-15, экспериментальный истребитель Су-17 со скоростью полета, соответствующей числу М=1. На Су-17 впервые в мире решался вопрос спасения лётчика на больших высотах. Но самолёту, опередившему время, взлететь не удалось из-за ликвидации КБ в 1949 году. Когда в 1953 году П.О. Сухому вновь предложили возглавить КБ, у него уже были готовы проекты новых самолётов. КБ приступает к созданию фронтового истребителя С-1, на котором весной 1956 года была достигнута рекордная скорость 2170 км/ч, и первого советского самолёта с треугольным крылом Т-3, на опытных и серийных образцах которого в 1959-1962 годах лётчиками-испытателями В. С. Ильюшиным, А.А. Козловым и Б.М. Адриановым были установлены мировые рекорды высоты и скорости полёта. С 20 декабря 1956 года П.О. Сухой - генеральный конструктор. В 1957 году ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. В 1960-е годы коллектив П.О. Сухого создаёт самолёты для ВВС и ПВО. В их числе всепогодный истребитель-перехватчик Су-15. В 1965 году были запущены в серию новые модификации истребителя-бомбардировщика Су-7Б, в конструкции которого впервые удалось объединить качества, присущие штурмовику, бомбардировщику и истребителю. В августе 1966 года был поднят в воздух первый в СССР экспериментальный самолёт С-22И с крылом изменяемой стреловидности.

В августе 1972 года В.С. Ильюшин - шеф-пилот ОКБ - поднял в воздух первый в мире сверхзвуковой самолёт Т-4 с дистанционной системой управления - новое слово дальней сверхзвуковой авиации. В последние годы жизни П.О. Сухой работал над созданием высокоэффективных самолётов: истребителя-бомбардировщика Су-17М, фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25; был спроектирован высокоманёвренный истребитель-перехватчик Т-10-1 (Су-27) нового поколения (интегральная схема, корневые наплывы, электродистанционная система управления). На самолётах «Су» установлено 70 мировых рекордов.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, доктор технических наук.

Награждён трижды орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почёта. П.О. Сухому установлен бронзовый бюст в городе Гомель (Белоруссия).

Имя П.О. Сухого присвоено заводу и КБ, которыми он руководил, а также Гомельскому государственному техническому университету.