Алексеев Валентин Анатольевич
«Делаем всё, как по нотам»


Родился 27 октября 1935 года в селе Никулино Псковской области в семье крестьянина, в семье было семь детей.
Умер 27 марта 2006 года. Похоронен в городе Павлограде Днепропетровской области, где начал службу лейтенантом, обучал своих первых летчиков на реактивных самолетах, был инструктором и встретил свою любовь, мою маму.

С 11 лет жил самостоятельно, нужда и голод заставили уехать в Ленинград. Поступил в Ленинградскую спецшколу, затем закончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, летал на реактивных самолетах, был инструктором после училища, потом попал под сокращение реактивных самолётов, переучился на вертолеты и освоил семь типов самолётов и вертолётов, в том числе и корабельные (палубные) вертолёты и имел общий налёт около трёх тысяч восемьсот часов.
Награжден 10 правительственными наградами СССР и имеет две награды иностранных государств.
Освоил корабельный вертолет Ка-25 в период службы на «Киеве». Был подготовлен к полетам с корабля на ходу днем и ночью.
За период 35 летней летной службы в авиации пролетал безаварийно. Проходил службу в частях (Училище -Харьков, служба в строевых частях ВВС: город Павлоград Днепропетровской области - инструктор, г. Александрия - Кировоградской обл., Калоча–Венгрия 1961 по 1969, Чехословакия 1968, Карпаты, Лужаны–Черновцы 1969-1971, авиация ВМФ Северный флот: Сафоново 1 - с 1971, остров Шпицберген–Барентцбург -1973-1975, крейсер «Киев»1978-81, Сафоново 1 до 1985).

Это поколение людей называли «дети войны», познавшие всё: гибель родных, разрушение войны, голод, нищету. А потом они первыми освоили реактивные самолёты, вертолёты, полетели в космос, совершили первые посадки на авианесущие корабли на вертолётах и самолётах и проводили лётные испытания на них, производили на вертолётах первые посадки на воду днём и ночью. Их отличала большая тяга к знаниям, самостоятельность, аккуратность во всём, умение находить выход из разных жизненных ситуаций их и сокращали из армии, переучивали на вертолёты, кто - то становился потом гражданскими лётчиками, лётчиками- испытателями. Инструкторами, наставниками в начале лётной деятельности у них были фронтовики - наши фронтовые Асы. Науку «побеждать» они впитывали как губка. Самое интересное, что я с течением времени знакомился с его наставниками фронтовиками, однокашниками, друзьями по училищу, по службе. Они занимали уже большие должности в авиации, космонавтике, имели огромный лётный и жизненный опыт. Это выпускники Чугуевского авиационного училища – их летчик инструктор, дважды Герой Советского Союза Попков Виталий Иванович, однокашники по училищу, дважды герой Советского Союза лётчик-космонавт Леонов Алексей Архипович, начальник Сызранского Высшего авиационного училища лётчиков Дидык Алексей Архипович, командир отдельного корабельного авиационного авиаполка Ратненко Виктор Николаевич, лётчик испытатель ОКБ Камова Хасьянов Абдулла Хусинович.

Все они были похожи как братья, у всех было это огромное трудолюбие, любовь к авиации, к спорту, к жизни, готовность к самопожертвованию в сложной ситуации, фундаментальные знания, аккуратность во всём, подтянутость, хорошее физическое развитие. А что меня больше поражало, это порядочность, они очень болели за дело, которому посвятили свою жизнь, многие были неудобны для своих начальников своей честностью и правдивостью, без этого дело, которое они возглавляли не продвигалось бы, а многое бы попросту не получилось, они смело отстаивали свои взгляды, и всё у них получалось на «отлично». А ещё меня очень поражало - это скромность на какой служебной лестнице они ни находились.

У него были другие задачи, о себе он не думал, такой был он человек. Для него было важно и важнее подготовить молодежь. Каждый год на личное пилотирование не хватало одной двух посадок по приказу при минимуме погоды для подтверждения 1 класса, а все полеты в этих условиях он выполнял в качестве инструктора при минимуме днем и ночью, давал допуска, контролировал и восстанавливал летный состав в полку или на сборах или руководил полетами. Для него главной задачей в его летной жизни была подготовка молодых летчиков, из которых он делал первоклассных летчиков, а о себе он не думал и не жалел себя, поэтому так рано и ушел из жизни. Он был инструктором и летчиком от Бога.

Я завидовал тем лётчикам, штурманам, техникам, которые служили с ним, которым он так просто по-отечески и иногда очень строго передавал весь свой лётный и жизненный опыт и опыт, впитанный им у его фронтовых инструкторов.
Внутри его летного коллектива была всегда нормальная рабочая обстановка, все безукоризненно выполняли свои обязанности на земле и в воздухе без всякой показухи повседневно - летчики, штурманы, техники, механики. Принцип и подход к работе у всех был один: везде строгий порядок и чистота, начиная с выполнения своих обязанностей, с формы одежды, на стоянке, где находились вертолёты, внутри вертолёта, в полёте по выдерживанию режимов полёта, при взаимодействии в экипаже, в контейнерах, в домиках, в классах подготовки к полётам, в документации летной и технической, в оформлении стендов. И все это было сделано их руками с «НУЛЯ» после переучивания на новую технику. По его указанию были переписаны и сделаны конспекты по каждой авиационной дисциплине, которые они написали на скорую руку при переучивании в Николаеве и Очакове и добавили свои знания, наработанные за многие годы службы в авиации по аэродинамике, навигации, вертолёту, двигателю, не дожидаясь, когда выйдут книги по этой теме. Сделал их лётчик Геннадий Демченко с большим талантом художника в цвете, даже рисовал акварелью приборные доски и механизмы. Схемы лучших конспектов по оформлению и содержанию я за все годы службы в авиации и даже книг я не встречал. Конспектами пользовались все при подготовке к полётам и на занятиях.

На каком аэродроме они ни находились, его противолодочная эскадрилья была лучшей на протяжении многих лет в авиации ВМФ, и надежным щитом от подводных лодок НАТО в общей системе противолодочников (вертолётов, самолетов и кораблей) при выполнении различных противолодочных задач на Северном флоте.

Когда пришлось ему уходить на заслуженный отдых, он мне сказал: «…когда я пришёл в боевой полк лейтенантом, мы провожали на торжественном построении в отставку лётчика фронтовика и я про себя, стоя в строю, подумал как много он пролетал, так много лет и многое видел, воевал. Неужели и я также прощаться с авиацией буду, и буду таким старым, неужели столько же лет пройдёт, да сейчас пришло моё время уходить как тот фронтовик, и дал он мне напутствие – главное, сынок, это служи, летай и помни, чтобы после тебя, в твоих подразделениях, частях, когда придется уходить из авиации, не было погибших по твоей вине, вдов и сирот».
Валерий Алексеев